10 июля, 2023 - 13:59
У окна два стола, за которыми сидят мастера, лицом друг к другу. Рядом – ювелирные станки, всевозможные инструменты… На полках сверкают украшения – классические национальные и современные, смелый дизайн которых наверняка понравится решительной девушке со стальным характером. На стенах – картины любимых художников, есть даже портрет главы семьи за ювелирным верстаком. Мы в мастерской Омара и Разият Газаевых. Отца и дочери. Двух совершенно самостоятельных художников, которые делают общее дело: создают красоту в металле.
Кавказские мастера не одно столетие славятся не только на своей родине, но и далеко за ее пределами: роскошное холодное оружие и изящные женские украшения, кувшины, посуда – кажется, будто этот дар творить руками такую красоту передается по наследству. «В нашей семье я первый, кто занялся ювелирным делом, - рассказывает Омар Газаев. – Но у нас все были рукастыми: и отец, и дед изготавливали, например, сундуки из дерева, обивали потом их жестью и украшали рисунками А после армии и я начал этим заниматься».
Талантливого парня, правда, быстро заметили и предложили ему «расширить горизонты» – заняться ювелирным делом. Так Омар Газаев отправился на учебу в Ростов-на-Дону в новую ювелирную школу, где их курс стал первым.
Отучился, и вот уже много лет он создает красоту: классические ювелирные украшения – кольца, серьги, колье и традиционные национальные нагрудники, пояса. А с какого-то момента над этими украшениями мастер стал работать не один, а вместе с дочерью Разият.
У Газаева две дочери, обеим интересно ювелирное дело, но именно Разият определила «ювелирку» делом своей жизни, продолжив семейную традицию работы с металлом. И если традиционные украшения они создают вместе с отцом, сохраняя канонические элементы, то в качестве независимого художника она решается на самые смелые эксперименты.
«Папа предпочитает филигранную работу, мои же изделия крупные, брутальные, с ними я работаю одна, - рассказывает Разият Газаева. – Но он никогда не критиковал мою работу, пусть порою и относился к некоторым моим творениям несколько настороженно». Как истинный художник, Омар Газаев уважает полет фантазии коллег по цеху: «Никогда ничего не стоит на месте, ни к чему заниматься повторением и копированием, новое – всегда интересно». Этот принцип распространяется и на самых близких, так что, никакого давления отцовским авторитетом и многолетним опытом, наоборот: он всегда готов подсказать какие-то хитрости в технике, поделиться секретами – так и работает настоящая команда.
Да, время не стоит на месте, и смелые решения Разият Газаевой стали очень актуальны. Ее ювелирные изделия неоднократно становились экспонатами разнообразных выставок, на некоторых они были представлены вместе с изделиями отца.
Фонтанирующая творческая энергия Разият толкала ее на поиски новых путей для самореализации: так она пробовала себя в гончарном деле, одно время вела мастер-классы по лепке, создавала декоративные камины, вместе с керамистом Милой Хацук работала над проектом дизайнера Даши Дурневой для одного из московских ресторанов. Керамика Разият Газаевой неоднократно экспонировалась в местных музеях и арт-пространствах вместе с работами коллег по гончарному цеху Милы Хацук, Эллы Есеноковой, а также в составе творческого объединения «Синдикат».
Дальше – больше: в какой-то момент Разият Газаевой захотелось объединить глину и металл. «Поженить» такие противоречивые по своей природе материалы – дело непростое, но трудности не пугают мастера: «Я постараюсь найти способ, как делать обжиг глины и металла одновременно, чтобы слить их воедино». Но и сейчас керамические сосуды, украшенные металлическими деталями, словно ощетинившиеся драконы или заколдованные воины из древних легенд приковывают к себе взгляд своей суровой, нестандартной красотой.
Авторские изделия Газаевой отличает некоторая воинственность: кажется, будто металл был добыт в сражении со скалой, и его строптивый нрав покорился рукам мастера, приняв причудливые формы. Массивный браслет обхватывает запястье ломаными линиями, продолжается плетением колец кольчуги, сбегающими, как горная река, вниз по кисти руки. Завершается это необычное украшение колпачками для пальцев, чем-то напоминающими «шапочки» газырей, украшенных узорами. Такой браслет достоин самой смелой амазонки!
Яркий стиль, узнаваемый почерк – не удивительно, что из тысячи претендентов Разият Газаева сразу вошла в сотню «избранных» – ремесленников, прошедших курс образовательной платформы, так называемого акселератора «Путь ремесленника», где в течение шести недель с мастерами работали наставники по бизнесу и дизайну, занимались с ними сторителлингом и инструментами продвижения. Словом, помогали талантливым ремесленникам развиваться в любимом деле и заявить о себе широкому зрителю: «Человек покупает не просто красивое изделие, но его историю, его настроение».
Результатом этой работы стало создание первых изделий из будущей большой коллекции, которую мастер назвала «Хребет». Колье, браслет и моносерьга – пока всего три, но какие! Настоящие «артефакты внутренней силы». Пожалуй, лучший аксессуар для уверенной в себе девушки, которая четко знает, что ей нужно от жизни и как этого добиться. Этими чертами, несомненно, обладает и сама автор, однажды заявившая: «Да, ювелирка до недавних пор считалась не женским делом, но это меня не пугало. Я приняла это как вызов».
Не удивительно, что на итоговой выставке акселератора «Путь ремесленника. В поисках идентичности», которая прошла в конце мая в Москве в музее-заповеднике «Царицыно», изделия Разият Газаевой вызвали настоящий восторг.
И вот украшения вернулись из Москвы домой. Теперь – работать, работать и работать! Коллекция «Хребет» должна пополняться: нужно создать порядка 25 изделий – это будут выставочные ансамбли, которые планируется представить на выставке-продаже в феврале следующего года. Как рассказывает Разият, это будет перформанс – арт-объект из 8-9 частей, где будет представлена своя серия украшений.
Кажется, что февраль – это далекое будущее, но не для мастера: нужно успеть, ведь времени так мало, а работы – очень, очень много!