8 апреля, 2023 - 15:40
30 марта в России отмечали День ремесленника – профессиональный праздник людей, которые своими руками создают красивые и полезные вещи, и зачастую – настоящие произведения искусства. О том, как развиваются народные художественные промыслы и ремесла в нашей республике и почему сохранение ремесел – это сохранение собственно культуры народа, нам рассказал директор Республиканского центра народных художественных промыслов и ремесел КБР Аслан Урусов.
Еще с советских времен Кабардино-Балкария была точкой притяжения для туристов со всей страны. В столице республики отдыхающие приобретали на память о зеленом южном городе сувениры – кинжалы, чаши, рога, украшенные чеканкой. И если в то время людей, неизбалованных разнообразием, вполне устраивали штампованные изделия, а работы народных мастеров были интересны лишь узкому кругу ценителей, то сегодня наблюдается настоящий бум «живого, крафтового, эксклюзивного», в том числе и при выборе сувенирных изделий.
Но сувениры – это лишь небольшая деталь, составляющая «портрет родного края». Для людей, не особенно вникающих в тонкости «культурного вопроса», культура – это нечто «о сцене, музеях и книгах», но на самом деле культура, тем более национальная, – это, в принципе, все, чем живет человек, начиная с самых мелких бытовых вещей. Вещей, которые сквозь века становятся настоящим культурным наследием. Адыгский треножный столик и балкарский кийиз, черкеска, занявшая свое почетное место среди уникальных национальных костюмов мирового значения, шашка – совершенное оружие прошлых веков, и многое другое – все это нужно не только помнить, уважать, но и сохранить в мировой истории навечно. Регистрацией происхождения этих предметов сейчас плотно занимается Аслан Урусов. И не только сохранением, но и возрождением утраченных было ремесел и развитием существующих.
Создание в 2001 году Республиканского центра народных художественных промыслов и ремесел позволило начать серьезную работу над решением этих задач, а с момента назначения Аслана Урусова руководителем Центр совершил настоящий прорыв: за несколько лет его работы количество мастеров увеличилось в разы, выпустили сотни учеников. О народных промыслах начали говорить, теперь изделия местных мастеров – это «модно и стильно», а обладать такой вещью, разбираться в тонкостях производства – признак хорошего вкуса.
Благодаря усилиям Урусова, выпущен ряд буклетов и книг, посвященных описанию уникальной технологии изготовления предметов быта, одежды, музыкальных инструментов народов Кабардино-Балкарии, таким образом собран богатейший этнографический материал. И эта работа еще активно продолжается: много секретов местных мастеров нужно сохранить для истории, не дать им исчезнуть.
Этими вопросами, безусловно, занимается не один человек. Как рассказывает Аслан Хаталиевич, в свое время при КБГУ была кафедра декоративно-прикладного искусства, которой руководил профессор Борис Мальбахов, и именно благодаря его усилиям в республике был такой подъем народных промыслов. Нынешние мастера, составляющие костяк Центра, – в основном выпускники той самой кафедры. Огромный вклад в возрождение золотного шитья – одного из лидирующих направлений местных ремесел – внес ученый-этнограф, профессор Хазретали Кишев, который обучил этому мастерству своих талантливых учениц – сестер Шетову и Дагирову, а они, в свою очередь, – мастериц со всей Кабардино-Балкарии и Адыгеи.
Имена таких без преувеличения великих мастеров с золотыми руками, как Мадина Саральп и Мадина Хацукова – создательницы уникальных национальных костюмов, отец и сын Лакуновы, Александр Пазов – всемирно известные оружейники, как и многие другие мастера, они давно заняли свое достойное место в списках лучших представителей культуры Кабардино-Балкарии.
Но тайны создания уникальных изделий из металла или глины доступны не только «для избранных ценителей», ведь одна из целей Центра – популяризировать ремесла, сделать их частью нашей современной жизни. В Республиканском центре реализуется целый ряд направлений по промыслам, всего порядка 10.
Основную часть традиционно занимает деревообработка. Это и резьба по дереву, и изготовление полнокомплектной мебели, и многое другое.
Важнейшую роль играет, безусловно, изготовление национальной одежды, а также обуви – изделия мастеров давно востребованы рядом хореографических ансамблей. Искусство сапожника, возможно, пока не самая популярная тема, однако, в ближайшем времени Аслан Урусов планирует организовать мастер-классы по изготовлению обуви, чтобы люди узнали, что это целое искусство и технологически сложнейший процесс.
Холодное (сувенирное) оружие традиционно очень популярно: люди любят собирать кинжалы, ножи, у некоторых коллекции достигают 100-200 единиц, и потому данное направление интенсивно развивается. Радует, что в это дело активно вливается современная молодежь: выпускники КБГУ факультета декоративно-прикладного искусства и колледжа легкой промышленности уже давно стали постоянными участниками различных фестивалей, конкурсов и выставок, а Центр активно помогает ребятам находить новых заказчиков.
Вышивка лентами, изготовление картин из шерсти и многое другое – этим традиционно занимаются женщины, и при Центре у них появилось уникальное пространство, где женщины всех возрастов могут не только оттачивать свое мастерство, но и приятно проводить время за щедрым столом, налаживать дружеские связи.
В сентябре прошлого года при Центре открылась гончарная мастерская, которая буквально со дня своего открытия стала чрезвычайно популярна.
Предметом особой гордости руководителя стало открытие инклюзивной лаборатории, где люди с ограниченными возможностями здоровья могут найти себе занятие по душе, а то и самую настоящую работу!
В ближайшее время Аслан Урусов планирует организовать обучение ювелирному искусству. И планов у него много: расширить центр, открыть творческий городок для детей, запустить точки ремесел в разных районах республики и, конечно же, заняться организацией привлекательных с дизайнерской точки зрения и для развития бизнеса объектов на популярных туристических маршрутах. Например, устроить самые настоящие подворья, где туристы смогут буквально окунуться в жизнь и быт наших предков. Да и в целом работа местных ремесленников может начать приносить реальную прибыль не только самим мастерам, но и республике.
Наша земля богата умельцами с золотыми руками, но пока на более чем 300 мастеров в республике всего 10 мастерских. Руководитель Центра подчеркивает: развитие и поддержка народных художественных промыслов и ремесел должны быть заботой государства. Это тот самый вклад, который начнет окупаться сторицей уже в самое ближайшее время.