4 марта, 2023 - 11:55
Написанную в 1951 году пьесу «Странная миссис Сэвидж» – в оригинальном названии пьесы заложена игра слов: «The Сurious Savage» можно перевести как «Чудаковатая дикарка» или «Вызывающая любопытство дикарка» – пожалуй, можно назвать популярным произведением сначала в СССР, потом на территории всего постсоветского пространства не самого популярного автора, судьба которого, кстати, сама достойна стать предметом любого драматического произведения.
Достаточно сказать, что вскоре после рождения от него отказались родители. Свое детство он провел в приютах и приемных семьях, наверное, поэтому история, действие которой происходит в стенах лечебницы для людей с психическими и психологическими проблемами, да еще страдающими от непонимания и одиночества, получилась такой пронзительной и проникновенной. А в возрасте 90 лет признанный автор, написавший сотни, если не тысячи оригинальных произведений, сценариев, скетчей, покончил с собой.
Но не только психологизм пьесы привлекал и привлекает советских, а потом и российских постановщиков. Вначале «Странная миссис Сэвидж» служила отличным способом обличения капитализма под маркировкой «их нравы», а с падением Советского Союза пьеса Патрика бичует, увы, уже ставшие нашими нравами явления.
Джон Патрик написал комедию, но, как всякое хорошее драматургическое произведение, «Странная миссис Сэвидж» – пьеса с бесконечными жанровыми возможностями: ее можно поставить и как комедию положений, и как откровенную буффонаду, и как психологическую драму. И режиссер сумел в одном спектакле использовать все эти опции, создав стройную, органичную постановку.
Сюжет можно пересказать всего одним предложением: богатая вдова Этель П. Сэвидж по воле приемных детей оказывается в психиатрической лечебнице, не только не падает духом, но и заводит новых друзей, приходя к выводу, что обитатели лечебницы гораздо более нормальны, чем люди из жестокого внешнего мира, попутно проучив своих пасынков. Но сколько всего стоит за этим! И сколько передается замечательным актерским составом!
Традиционно история о невероятной миссис Сэвидж неизменно становилась бенефисом актрис старшего поколения, давая им возможность по-новому проявить все грани своего таланта. В нашей стране миссис Сэвидж играли такие, выражаясь современным языком, суперзвезды, как Фаина Раневская, Любовь Орлова, Вера Марецкая (видеозапись спектакля с исполнением последней можно найти на множестве видеохостингов).
Спектакль КГДТ им. А. Шогенцукова не случайно на кабардинском языке в дословном переводе называется «Ни на кого не похожая миссис Сэвидж» – заслуженная артистка РСФСР Куна Жакамухова действительно не похожа ни на кого из своих великих предшественниц, она сама таковой и является, не играя свою героиню, а являясь ею.
Доктор Эмметт в исполнении заслуженного артиста КБР Лиуана Тамазова – властитель этой обители понимает, в каком обществе живет он и все «нормальные» люди, и жертвами какого общества стали его пациенты, во многом благодаря его усилиям нашедшие в этом учреждении свой дом.
Регина Кошокова в роли Мисс Вилли великолепно сыграла безупречную сотрудницу, вначале внушающую подозрение, что за маской бесстрастного профессионализма скрывается злодейка, но потом преподносящую зрителям настоящий сюрприз.
Многогранна в своей почти безмолвной роли миссис Пэдди (Марина Мисостишхова). Произнеся от силы всего три фразы, она умудряется показать, что вовсе не равнодушна к происходящему. Она – участник событий, и даже играет важную роль в их развитии, и делает это блестяще.
Из детей Сэвиджей выделяется Тит, сенатор (заслуженный артист КБР Хасанби Бидов), внесший в спектакль динамику и яркий колорит. Виртуозно игравший артист произвел впечатление даже на гостей республики, не владеющих кабардинским языком и слушавших текст пьесы через радиопереводчики.
Гротескно узнаваема светская львица Лили-Белл Сэвидж (заслуженная артистка КБР Фатима Чехмахова), суть всех интересов которой составляют страсть к деньгам и стремление к статусу.
Судья Сэмюэль Сэвидж (заслуженный артист КБР Ахмед Хамурзов) представляет тот тип служителя Фемиды, который только с виду является независимым и объективным, по сути являясь если не игрушкой, к чему явно отсылает его рубашка цвета фуксии и маленькая сумочка, но явно ведомым в руках тех, кто сильнее его.
И, конечно, нельзя не отметить блестящую игру молодых артистов – пациентов клиники доктора Эммета. Ганнибал Имрана Бляшева, любимого публикой преимущественно по своим юмористическим, характерным ролям, на это раз предстает в роли математика-статистика, играющего на скрипке, скромного, интеллигентного, боящегося обидеть или ранить окружающих.
Две однокурсницы Бляшева по Щукинскому училищу, последние роли которых дают возможность с огромным удовольствием наблюдать динамику их профессионального роста, Инна Багова, сыгравшая Фэри Мэй, и Заира Мафедзова (Флоренс) и на этот раз филигранно и проникновенно представили глубину своих персонажей.
А вот для корреспондентов газеты «Советская молодежь» настоящим открытием и приятным сюрпризом стал Джеффри в исполнении Ислама Хашхожева, знакомого нам сначала по пробам, а затем по съемкам художественного фильма Зарины Пафифовой «Это была ты?!», проходившим в нашей редакции. На пробах он поразил съемочную группу своим талантом пародиста, в фильме сыграл юмористическую роль. А теперь студент актерского отделения СКГИИ, куда он перешел с отделения социально-культурной деятельности, поразил зрителей, воплотив образ молодого пациента, пережившего настоящую трагедию.
Трагическая, глубокая и грустная идея о жадности и корыстолюбии, завладевших миром «нормальных» людей, лежащая и в основе всей пьесы, делает ее актуальной и, как ни парадоксально, по-доброму смешной, что и представлено в постановке Кабардинского театра.