3 июля, 2022 - 11:55
Это неправда, что звезда – всегда публичная фигура. Человек, достигший успеха в своей области, ставший известным, имя которого у всех на слуху, может и не быть знаком в лицо многим, и, тем не менее, являться настоящей звездой.
Как в случае с нашей сегодняшней героиней – музыкантом, преподавателем по вокалу, педагогом Детской школы искусств №1 Нальчика и основателем детской студии «Io canto» Анной Сергеевной Пазовой. Редкое культурно-массовое мероприятие обходится без участия ее воспитанников. Да и на оглашении результатов всевозможных конкурсов ее фамилия в связке с именами победителей звучит многократно.
А совсем недавно, благодаря ей, Кабардино-Балкария была впечатляюще представлена в финале VIII прошедшего в Ростове-на-Дону международного фестиваля-конкурса «Новые имена России», жюри которого возглавляла народная артистка РФ Анита Цой. По его итогам ученики Пазовой от 6 до 11 лет привезли огромное количество призовых мест и 12 дипломов лауреатов 1 степени.
Региональные, всероссийские, международные конкурсы в Сочи, Пятигорске, Кисловодске, Железноводске, Санкт-Петербурге, Москве хорошо знакомы с творчеством учащихся Анны Сергеевны, которые искренне любят и уважают свою наставницу, так же, как и их родители. Ее дни расписаны поминутно, очередь желающих «записаться» к ней в ученики только растет, так же, как и уважение коллег, и признание профессиональных заслуг.
А между тем она не скрывает, что, несмотря на наследственность, об этой стезе в детстве и не думала: «Родилась в городе Нальчике в семье военного и преподавателя музыки. На самом деле оба моих родителя имеют отношение к музыке, и даже учились в одном музыкальном училище, но папа выбрал военное поприще. А вот мама осталась верна своему призванию, много лет проработав в сфере дополнительного образования.
И, конечно, музыкой занимаюсь с раннего детства, уже в 6 лет была ученицей первой детской музыкальной школы. Однако не могу сказать, что фанатично относилась к музыке – скорее, это был выбор больше моих родителей и бабушки».
Несмотря на добросовестное отношение и замечательные оценки, девочка даже дважды бросала «музыкалку», второй раз незадолго до выпуска. А в общеобразовательной школе Аня неизменно была «круглой» отличницей, любила все предметы, кроме геометрии, подумывала о медицине в качестве будущей профессии, проявляла явные способности к иностранным языкам, успешно участвуя во всех олимпиадах и совершенно не собиралась становиться музыкантом. Почему же стала?
Как ни парадоксально, все из-за той же нелюбви к геометрии. Не желая иметь дела с этим предметом, девушка решила пойти учиться туда, где геометрия не требуется. Выбор пал на музыкальное училище, причем на самую сложную и пугающую многих специальность «Теория музыки», куда практически никто не поступает и очень многие, не выдержав, бросают. Сольфеджио и музыкальная литература были ее спутниками 24 часа в сутки, и усердная студентка смогла постичь их тонкости. Блестяще сдав госэкзамены, Анна получила честно заработанный «красный диплом». Едва взяв его в руки, выпускница первым делом подумала, что с музыкой надо заканчивать, и… поступила на отделение хорового дирижирования в Северо-Кавказский Государственный институт искусств: «И здесь уже мыслей бросать музыку не было. Все благодаря нашим выдающимся преподавателям, которые смогли меня так «зажечь и зацепить». Я очень много занималась вокалом, получила колоссальный объем знаний от выдающихся людей и профессионалов: Геннадия Гридасова, Светланы Богатыжевой, Джабраила Хаупы. Да и то, что я повзрослела, вышла замуж, стала мамой, помогло понять «Вот оно, мое!» Так что к моменту выпуска и получению второго «красного» диплома я уже работала».
В Детской школе искусств №1 20 лет назад Пазова начала преподавать теорию музыки, сольфеджио и музыковедение, чем и занимается до сих пор.
«ДШИ – это то, с чем связана вся моя жизнь и то, с чем связано мое будущее», – говорит Анна Сергеевна, подчеркивающая то, что ей необыкновенно повезло с наставниками: первым директором Ириной Нафиговной Мизовой, нынешним руководителем Людмилой Федоровной Темиркановой, заместителями директора Асей Михайловной Котовской и Анитой Лионовной Пековой. Повезло Пазовой и с коллегами, с учениками, к которым у Пазовой необыкновенно трогательное отношение.
А четыре года назад к работе в ДШИ прибавилась и работа в созданной ею студии «Io canto», по сути, являющейся «дочерним» предприятием ДШИ, где царят дух и традиции школы искусств: «В студии нет временных ограничений по обучению: ребенок занимается столько, сколько ему нужно. Если он или родители считают что этого достаточно, мы спокойно расстаемся друзьями в хороших отношениях. Абсолютно нет никакой ревности, если дети уходят к другим педагогам: у нас в республике все преподаватели по вокалу замечательные, все одинаково сильны, отличаются лишь способы их работы. Бывает и так, что кто-то решил попробовать себя в чем-то другом, ведь вокал – это вовсе не пожизненный приговор. Но в любом случае мы с воспитанниками, с их родителями всегда на связи, неизменно помогаем друг другу с большим удовольствием и сохраняем навсегда теплые дружеские связи».
После первых двух лет рождения и становления «Io canto» наступил нелегкий период испытания пандемией, который теперь, можно с уверенностью констатировать, был пройден достойно. Дистанционно занятия, ввиду специфики работы, не проводились, но едва стало возможно, естественно, с соблюдением всех санитарных норм и социальной дистанции, уроки вокала возобновились. А вот дистанционное участие в творческих смотрах, напротив, увеличилось. Ну, а как только были разрешены очные конкурсы и фестивали, ее воспитанники стали активно участвовать и в них: «Берега дружбы», «Шемякинская Весна», «Созвездие Дружбы» – мы везде принимали участие. Плюс у нас были телепроекты. Событие, которое запомнилось всем нам – это съемки «Новогоднего огонька» на телеканале «1 КБР». Дети, конечно, получили максимальное количество самых положительных эмоций! Не говоря уже о крайне полезном опыте работы на камеру.
Другие яркие события последних лет – это, конечно, правительственные концерты и мероприятия, за что огромная благодарность команде министерства культуры, работающей неизменно четко и слаженно, и которая нас всегда приглашает. И пока мы будем востребованы, мы будем с полной силой работать для всех жителей республики».
Перечислять все достижения студии за четыре года не хватит ни времени, ни газетных полос. Но сама Пазова не считает это приоритетом своей деятельности: «Первые места, лидерство, даже непрерывное движение вперед – это не самое главное. Да, конечно, здоровые амбиции нужны, они важны для роста, для становления личности, но мера есть во всем и золотую середину нужно держать всегда. Прекрасно, что сейчас такой период, когда студия на взлете, что жизнь насыщена концертами и конкурсами, и хочется поддерживать этот уровень на высоте. Но творческая жизнь складывается не только из ярких публичных выступлений.
Смысл моей работы – воспитание личности ребенка. Личности сильной, смелой, свободной, умеющей творить и созидать. Это кредо моей студии, это цель ее существования».
Слушая Анну Сергеевну, понимаешь, что именно к таким людям как она, и относятся слова академика Лихачева: «Жизнь – прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной и ученым. Творчество тоже можно творить. Можно творить просто атмосферу вокруг себя… Ведь вот любопытная вещь: когда кто-то входит в общество, то он может принести с собой атмосферу подозрительности, тягостного молчания, а может сразу внести радость и свет. Вот это и есть творчество. Оно беспрерывно».
Р.S. Кстати, в финале фестиваля-конкурса «Новые имена России» великолепно выступили еще и юные танцоры из Нарткалы. Ансамбль национального танца «Дыгъэшыр» Детской школы искусств «Радуга» Урванского района под руководством преподавателя Заура Хавпачева в номинации «Хореография» занял два первых и два вторых места. «Два первых места ребята получили за народные танцы «Адыгский перепляс» и «Моздокский». Два вторых – за танцы «Абхазский» и «Праздник Нартов», - рассказала директор школы Равида Карданова. Танцоры из «Радуги» были награждены еще и специальным дипломом в номинации «Сохранение культурных традиций».
Директор рассказала, что школа в Нарткале реализует предпрофессиональные образовательные программы в области дизайна, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, хореографии, скрипки, фортепиано и национальной гармоники. Большая часть выпускников так или иначе связывает свою судьбу с творчеством, продолжая профессиональное образование в учебных заведениях России. Только в завершившемся учебном году учащиеся «Радуги» во всевозможных конкурсах заняли 154 призовых места и получили 6 Гран-при. Ростовский результат дополнил приятный список побед «Радуги». А значит, есть повод вернуться в Нарткалу, чтобы подробнее поговорить о работе и достижениях районной ДШИ.