7 июля, 2021 - 10:25
«Косметика врага» – режиссер Роман Крюков анонсировал выход своего нового спектакля. Это будет психологический триллер, мистический детектив, черная комедия, философская драма. О любви, о смерти, о преступлении, о мести, морали и справедливости. В апреле в Музыкальном театре с успехом прошла еще одна постановка автора – моноспектакль «Легенда о пианисте». Перед будущей премьерой мы встретились с артистом и режиссером и поговорили о сцене, кино, сомнениях и планах.
О первой встрече с театром у актера остались лишь смутные детские воспоминания. Подростком Роман попал на спектакль Музыкального театра «Трехгрошовая опера» по пьесе Бертольта Брехта, а затем и на спектакль Русского драматического театра «Точка зрения» по Василию Шукшину:
«Это была яркая постановка с впечатляющей актерской игрой. После этого спектакля у меня появилось желание, хоть и не совсем сформированное, уехать после восьмого класса поступать в Ростовское театральное училище. Вторым желанием было поступление в мореходное училище в Находке», - вспоминает Крюков.
Но родители тогда не захотели отпустить сына. Спустя годы, в 1993, работая на заводе СКЭП наладчиком радиоэлектронной аппаратуры, Роман увидел объявление о том, что в театр «Коврик» требуются актеры и актрисы. Удивительно, но режиссером и художественным руководителем этого театра в то время был Казбек Дзудтагов, когда-то поставивший тот самый спектакль «Точка зрения»: «В то время я писал песни, подражая Высоцкому. Владимир Семенович и Театр на Таганке вообще очень сильно повлияли на мои юношеские стремления, мечты и жизненную позицию. Я позвонил по объявлению, сказал, что у меня есть песни, и меня пригласили на прослушивание. Я пришел, спел несколько из них, и меня взяли».
В 1998 году Крюков окончил Северо-Кавказский государственный институт искусств по специальности «Актер театра и кино», а в 2002 году получил еще и диплом режиссера драмы. В том же году парень уехал в Москву и стал сниматься в кино. На его счету более тридцати ролей в фильмах и сериалах, в числе которых такие картины, как «Любовь и страхи Марии», «Живой», «В круге первом», «Русское», «Человек войны», популярные сериалы «Ликвидация» и «Вызов».
- Считается, что актерская профессия связана с постоянным стрессом. Часто ли у вас возникали сложности и сомнения?
- Сложности и сомнения возникают каждый раз, когда ты берешь роль или спектакль. Да, у тебя есть опыт, но каждый раз начинаешь с самого начала и не знаешь, сделаешь ты эту роль или нет. Как будто перед тобой бассейн и вышка. Ты прыгаешь в воду и не знаешь, получится ли у тебя чистый прыжок без брызг, или прыгнешь и испортишь… Никогда не угадаешь, что из этого выйдет, но не делать нельзя. Если стоять и думать, то никогда не сделаешь.
- А ваши роли влияют на жизнь?
- Влияют. Очень сильно. Как они могут не влиять, если какую-то часть жизни ты проводишь в этом мирке…
- И в другом человеке получается?
- Ну, не в другом человеке. Вообще не верьте, когда говорят, что актер может полностью перевоплотиться. Это неправда. Актер выходит за границы своего Я, но внутри – это тот же человек.
- Есть любимая роль или, может, роль мечты?
- Одна из самых любимых – в спектакле «Легенда о пианисте». Я к ней очень долго шел. Еще Текстор Тексель в «Косметике врага». Люблю роль Франсуа Пиньона из спектакля «Ужин дураков». Нет нелюбимых ролей. Нельзя не любить своего персонажа. Даже отрицательного. Ты должен оправдать его, понять его мотив, логику, разобраться, почему он любит или ненавидит кого-то.
- Давайте тогда о спектакле «Легенда о пианисте»…
- Это спектакль по пьесе Алессандро Барикко. Изначально он написал монопьесу для театра. Потом Джузеппе Торнаторе снял по ней художественный фильм с Тимом Ротом в главной роли. Меня часто спрашивают, что лучше – прочитать пьесу, сходить на спектакль или посмотреть фильм? Я отвечаю, что это три абсолютно разных произведения. И даже моноспектакль в разных постановках – это разные вещи.
Задумывался спектакль еще в начале двухтысячных в Москве. Я хотел поставить его как режиссер, но не сложилось. Потом вернулся в Нальчик, работал в Общедоступном театре Мухадина Нагоева. Тогда я пересмотрел концепцию, придуманную в Москве. У меня появились новые идеи, и я решил, что должен сыграть это как актер. Я пошел к Нагоеву, показал ему пьесу. Он согласился только при условии, что я ставлю спектакль в свое свободное время, вне работы, показываю ему и, если понравится, то «Легенда о пианисте» войдет в репертуар. Я поставил спектакль, показал Нагоеву, и он вошел в репертуар.
- А все-таки вам ближе театр или кино?
- И театр, и кино. Это два разных состояния, разные профессии. У нас актеры получают диплом актера театра и кино, а на Западе – это разные школы. В театре происходит живое общение зрителя и актера здесь и сейчас. А в кино зачастую ты можешь даже не видеть всего сценария и всей картины. Если твой герой по сценарию погибает, то эту сцену могут снять в первый день, а в следующие дни ты будешь отыгрывать другие его сцены.
- Хорошо, а что тогда для вас театр?
- Театр – это храм искусства. Он не только развлекает, но и, если это хороший спектакль, просвещает, учит чему-то. Если это комедия, то она должна показать пороки общества, чтобы человек, посмотрев ее, подумал, что он не хочет больше так поступать, увидел, как это некрасиво.
Театр – это обмен энергией. Актер отдает свою энергию, зритель принимает и возвращает ее обратно. Чем больше актер отдаст, тем больше ему вернет зритель.
- Скоро ждем вашу «Косметику врага», а какие еще планы на это лето?
- Открытие своей студии фото- и видеосъемки @romastudio07, которая будет заниматься разработкой концепций и производством: от идеи до постпродакшна. Также должна выйти в прокат новая лента Владимира Битокова с моим участием. В театре тоже планирую ставить новые интересные спектакли, но пока хочу сохранить интригу...